10 апреля 2017

В предложениях к Проекту изложены ключевые замечания:

Исключение юридических лиц из числа аккредитованных удостоверяющих центров, централизация процедур и механизмов создания и выдачи ключей и сертификатов усиленной квалифицированной электронной подписи, а также перевод процедур создания и выдачи (а также сопровождения) квалифицированного сертификата в разряд государственных услуг, по  мнению Национального удостоверяющего центра, не представляется оптимальным вариантом решения нижеуказанных проблем:

  • нарушение аккредитованными удостоверяющими центрами при создании и выдаче квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи требований Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее – Закон), в том числе в части идентификации (аутентификации) лица, обратившегося за получением сертификата электронной подписи;
  • недостаточная эффективность существующей системы контроля за аккредитованными удостоверяющими центрами (далее - УЦ), в том числе обусловленной большой численностью таких УЦ;
  • нарушения приказа ФСБ России от 27 декабря 2011 г. № 795 «Об утверждении Требований к форме квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи;
  • отсутствие возможности у ведомств всецело доверять информации, внесенной в квалифицированный сертификат УЦ, возможности применять для идентификации и аутентификации в государственных информационных системах при получении государственных услуг и направлении межведомственных запросов единый сертификат ключа проверки усиленной квалифицированной электронной подписи.

Принятие рассматриваемого законопроекта и наделение одного уполномоченного федерального органа полномочиями по созданию квалифицированных сертификатов для физических и юридических лиц с правом вручения сертификатов исключительно МФЦ и нотариусами несет в себе ряд существенных проблем, а именно:

1. Существенные затраты на выполнение требований, предусмотренных законодательством для создания всей инфраструктуры УЦ, поддержания её работоспособности и развития и, как следствие, увеличение нагрузки на федеральный бюджет, в том числе:
- необходимость оснащения пунктов выдачи сертификатов сертифицированными программными и аппаратными средствами;
- необходимость организации распространения защищенных ключевых носителей в пунктах выдачи квалифицированных сертификатов и связанные с этим логистические проблемы;
- необходимость обучения сотрудников, а также необходимость контроля (с созданием соответствующего штата контролёров) за выполнением сотрудниками пунктов выдачи функций по идентификации заявителей, созданию и выдаче сертификатов.
2. Разрушение существующей отрасли бизнеса, которое приведет к серьезному уменьшению налоговых поступлений в бюджет и массовым увольнениям сотрудников.
3. Неизбежное ухудшение качества услуг по созданию и выдаче квалифицированных сертификатов, а ""
также сокращение количества дополнительных услуг в связи с монополизацией и отсутствием конкуренции.
4. Уменьшение доступности электронных услуг для широкого круга лиц и связанные с этим проблемы функционирования различных информационных систем (закупки, электронная сдача отчетности и т.д.).

Кроме того, принятие законопроекта в существующей редакции является, по мнению Национального удостоверяющего центра, нарушением действующего законодательства о естественных монополиях. Согласно Федеральному Закону «О естественных монополиях» №147-ФЗ от 17.08.1995г., естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Частью 1 статьи 4 вышеуказанного Закона утверждены сферы деятельности субъектов естественных монополий, среди которых отсутствует выпуск квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи. Таким образом, принятие законопроекта потребует не только внесения изменений в перечень сфер деятельности субъектов естественных монополий, но и повлечет за собой необходимость законодательного изменения самого понятия «естественная монополия».

Национальный удостоверяющий центр предлагает рассмотреть следующие шаги, направленные на решение проблем, послуживших причиной разработки законопроекта:

  1. Не исключать юридические лица из числа аккредитованных удостоверяющих центров. Сохранить или усилить в целях повышения ответственности требования к аккредитованным удостоверяющим центрам.
  2. Разработать и утвердить единый порядок выполнения функций аккредитованного удостоверяющего центра (Порядок).
  3. Наделить органы по аттестации объектов информатизации по требованиям безопасности информации полномочиями проводить комплексную проверку на соответствие аккредитованных удостоверяющих центров Порядку.
  4. Установить обязанность аккредитованных удостоверяющих центров проводить регулярную комплексную проверку на соответствие Порядку.
  5. Разработать механизм оперативного приостановления аккредитации удостоверяющего центра в случае неудовлетворительного прохождения проверки с возможностью автоматизированного получения информации о статусе аккредитации удостоверяющего центра от уполномоченного федерального органа.
  6. Разработать однозначный порядок признания квалифицированной электронной подписи.